Дзюдо,Самбо
Смешанные единоборства. Боевое самбо, Панкратион

Виды спорта

Дзюдо,Самбо

Дзюдо́ (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.

Датой рождения дзюдо считается день основания Кано первой школы дзюдо Кодокан (яп. 講道館 ко:до:кан, «Институт изучения Пути») в 1882 году. По принятой в Японии классификации, дзюдо относится к так называемым современным боевым искусствам (гэндай будо, в противоположность традиционным воинским искусствам — корю будзюцу).

В отличие от бокса, карате и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения в партере. Удары и часть наиболее травмоопасных приёмов изучаются только в форме ката, где целью выполнения приема над партнером является лишь точность движений.

От других видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Обладая значительной философской составляющей, дзюдо базируется на трёх главных принципах: взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса, наилучшее использование тела и духа, и поддаться чтобы победить. Перед занимающимися дзюдо традиционно ставятся цели физического воспитания, подготовки к рукопашному бою и совершенствования сознания, что требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями.

В настоящее время параллельно развиваются так называемое традиционное дзюдо (представленное Кодокан дзюдо и рядом других школ дзюдо) и спортивное дзюдо, соревнования по которому проводятся на международном уровне и входят в программу Олимпийских Игр. В спортивном дзюдо, развиваемом Международной федерацией дзюдо (IJF), делается больший акцент на соревновательную составляющую, в то время как в традиционном дзюдо дополнительное внимание уделяется вопросам самообороны и философии, что, не в последнюю очередь, повлияло на различия в правилах соревнований и разрешённых приёмах. 

Техника дзюдо была положена в основу многих современных стилей единоборств, в том числе самбо, бразильского джиу-джитсу, Каваиси Рю дзюдзюцу, Косэн дзюдо. Дзюдо в юности занимались Морихэй Уэсиба (создатель айкидо), Мицуё Маэда (родоначальник бразильского джиу-джитсу), Василий Ощепков (один из создателей самбо) и Годзо Сиода (основатель стиля Ёсинкан айкидо).



Са́мбо (бэкр. самозащита без оружия) — советский вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная сотрудниками инструкторского и тренерского состава общества «Динамо» в 1930-е годы для подготовки офицеров НКВД и военнослужащих внутренних войск (в рамках курса специальной физической подготовки, сокр. «спецфиз»). Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР.

Самбо — относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.

Философия самбо — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности.

Самбо включает наиболее эффективные приёмы и тактики различных видов спортивных единоборств, боевых искусств и народных видов борьбы: армянской (кох), азербайджанской (гюлеш), узбекской (ўзбекча кураш), грузинской (чидаоба), казахской (казакша курес), татарской ( көрәш), башкирской (башкортса көрәш), бурятской борьбы (Бухэ Барилдаан); молдавской (трынта), финско-французской, вольно-американской, швейцарской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, японского дзюдо и сумо и других видов единоборств.

Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо — философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приёмами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры. При этом, в отличие от философии аикидо, где связь этого вида единоборства с верностью Японской империи выводится для конкретного частного случая и связана с личностью единственного сэнсэя, причинно-следственная связь самбо с советским, а затем российским патриотизмом не объясняется.

Смешанные единоборства. Боевое самбо, Панкратион

Боевое самбо — единоборство, созданное в СССР в 1930-е годы и окончательно сформировавшееся к 1950-м годам. Вобрало в себя опыт созданного чуть раньше самбо (именно борьбы), бокса, дзюдо, ушу и других.

История создания и развития

Предтечей создания самбо и боевого самбо в СССР является знаменитый русский борец, «профессор атлетики» Иван Владимирович Лебедев (1879—1950) разработал специальный курс подготовки полицейских, который в 1914 году полностью прошли 30 околоточных надзирателей и городовых, получивших дипломы инструкторов. Его дело в двадцатые годы продолжили — Спиридонов, Короновский, Ознобишин, Яковлев, Солоневич. Они создали в Москве общество «Динамо» в котором были объединены спортсмены среди силовых структур.

Секцией по изучению и разработке прикладных приемов руководил Виктор Афанасьевич Спиридонов (1883—1943). Под его руководством были разработаны программы для специальных курсов самозащиты и боевой раздел. Спиридонов хорошо знал японскую систему джиу-джитсу и дополнил комплекс Лебедева её лучшими приемами. Удары были позаимствованы им из английского бокса, захваты и броски из французской и других видов борьбы.

На протяжении всего советского периода все наработки боевого самбо оставались исключительно внутриведомственным делом, для простых граждан, не имеющих отношения к НКВД, затем к КГБ, МВД доступ к боевому самбо был закрыт на прочно, его запрещалось преподавать кому бы то ни было на стороне. Такая ситуация сохранялась вплоть до распада СССР и в 1991 году единоборство стало быстро развиваться среди населения. В 1994 году в рамках Кубка Мира по борьбе самбо во Всемирной Академии самбо в г. Кстово, были проведены поединки по правилам боевого самбо. И уже в 1995 году состоялись Чемпионат Евразии и Чемпионат Мира по боевому самбо (Боям без правил), 1-ый открытый чемпионат Санкт-Петербурга, другие спортивные соревнования по боевому самбо, ставшие регулярными.

В дальнейшем данное единоборство только набирало и набирает популярность. Очень многое для его пиара удалось сделать известному бойцу ММА — Фёдору Емельяненко.

 Однако нужно особенно отметить — в целях «русификации» самбо и боевого самбо в частности, некоторые деятели его развивающие, пытаются вывести теории о том, что самбо и боевое самбо, это «русский этнический стиль» развивавшийся с середины 19 века. Реальных исторических документов подтверждающих это нет. Люди создававшие самбо жили уже при СССР и владели именно дзюдо, ушу, карате и боксом, этому есть все документальные и биографические подтверждения. Говорить об «русскости» самбо не имеет смысла, поскольку в России 19 века не было постоянных школ, которые были бы подобны школам дзюдо в Японии или школам бокса в Англии. Это нисколько не умаляет того, что самбо создано в России, просто вносит историческую ясность.

Экипировка

Шлем боксёрского типа, с открытым овалом лица, плотно прилегающий к голове. Капа, куртка и спортивные трусы для самбо и мягкие перчатки, не препятствующие возможностям захватов. Для девушек — нагрудники.

Общие правила и ограничения

Разрешены удары кулаками, локтями, толчки туловищем. Удары можно наносить в голову (кроме затылочной части), шею (кроме горла и шейных позвонков), грудь, живот, боковые части тела, спина (кроме позвоночника), ноги. Допускаются удары головой, только не в голову соперника. Удары коленями и локтями в голову соперника в поединках участников младше 18 лет запрещены. Удары ногами разрешены так же во все места что и руками. наносить удары стоящему сопернику по лежащему нельзя. Только если оба соперника в положении лёжа.

Все типы бросков принятых в самбо. Болевые приёмы — рычаг локтя, ущемление ахилла и «узел» локтя. Взрослой категории спортсменов начиная с 16 лет разрешено делать «узел» стопы Разрешены удушающие приёмы.

Запрещены умышленные броски с падением на голову (к примеру бросок прогибом или супплекс), скручивание шеи или позвоночника, проведение удушающих приёмов пальцами.

Соревнования

На сегодняшний день Боевое самбо одно из самых популярных смешанный единоборств в России и известный бренд в Мире. Постоянно проводятся кубки, чемпионаты и соревнования начиная от городского уровня и заканчивая Кубками Мира.

 Система разрядов

 В Боевом самбо принята система разрядов по типу тяжёлой атлетики и тому подобного. Начиная с юношеского 3 разряда и через КМС, МС вплоть до МСМК. (мастер спорта международного класса)

 Особенности единоборства и ведения поединков

 Боевое самбо изначально создавалось и развивалось в среде представителей силовых ведомств — милиции, погранвойск и НКВД (КГБ в последующем) Соответственно и задачи ставились следующие — ни в коем случае не убивать кого либо, а наоборот по возможности быстро сломить сопротивление, провести болевой приём и с него же выйти на конвоирование задержанного в нужное место. Именно поэтому в боевом самбо так сильна борцовская составляющая. Если в скажем Армейском рукопашном бое главное быстро уничтожить любое сопротивление противника пусть и ценой его здоровья или жизни, в прикладных стилях карате заставить отсупить противника или сделать его недееспособным в крайней ситуации, то в случае с БС противника — нарушителя необходимо просто сломить и контролировать, но не калечить и тем более не убивать.

 Из этого и следует крайне широкий спектр разрешённых даже в спортивном варианте, болевых приёмов, как например выкручивание стопы, или удары в область шеи (исключая кадык и позвоночник). Все они позволяют именно сломить противника, но не убить.

 В спортивном мире, особенно в среде рукопашных и смешанных единоборств, известна крайняя «липкость» представителей боевого самбо — их способность цепляться за каждый сантиметр тела и опутывать соперника, общий высокий уровень борцовской техники и при этом умение уходить от ударов и цепляться за соперника и «вязать» ему руки, лишая возможности бить в дальнейшем. Это делает бойцов БС крайне опасными и сложными противниками для любого другого единоборства. Именно поэтому бойцы БС довольно успешно переходят в профессиональный ММА и М1 — их умение бороться выручает в самых сложных ситуациях.



Панкратион (др.-греч. πανκράτιον ← πᾶν- «всё» + κράτος «сила, мощь») — возрождённый древний олимпийский вид единоборства. Слово «панкратион» происходит от названия боевого искусства, впервые включённого в соревнования античных Олимпийских игр.

Панкратион вошёл в программу Олимпийских игр в 648 г. до н. э.

Легенды называют создателями панкратиона древнегреческих героев — Тесея и Геракла. Тесей с помощью боевого искусства, совмещающего удары и борьбу, победил Минотавра, а затем, став царем (13 век до н. э.) создал Истмийские игры, в программу которых входили и единоборства. Геракл продемонстрировал технику панкратиона в схватке с Немейским львом.

По утверждению Олимпиодора чемпионом по панкратиону был знаменитый древнегреческий философ и писатель Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

Панкратион начинал свои состязания на 4 день Олимпийских игр. Сущность этого вида спорта заключалась в проведении поединка двух невооруженных атлетов. Соревнования проходили на специально подготовленной площадке — «мальфо», покрытой толстым слоем мелкого песка. В этих поединках действительно определялись самые сильные, ловкие и мужественные атлеты. Являясь самым оригинальным и самым трудным состязанием древних игр, панкратион сочетал в себе приёмы борьбы в стойке и партере, подсечки и болевые приёмы, удушения. Разрешалось наносить удары руками, локтями, коленями, ногами и головой. Удары выполнялись в голову и корпус, по ногам и рукам. Можно было добивать лежащего соперника, и в то же время повергнутый на площадку противник имел право, защищаясь, выполнять удары даже лежа. Именно в панкратионе атлеты впервые начали выполнять удары в прыжках и сочетать серии ударов с захватами для бросков.

Некоторые исследователи считают, что причиной появления панкратиона стали частые нарушения правил в борьбе и кулачном бою, что и вызвало к жизни единоборство практически без всяких правил. Действительно, особенностью панкратиона было то, что в нём почти не было ограничений. Запрещено было только кусаться, царапаться и наносить удары по глазам. Не было ни весовых категорий (только разделение на возрастные группы), ни ограничения времени поединка. Судья, тем не менее, на поединках присутствовал. Задача его заключалась в том, чтобы не допустить смертельного исхода поединка или тяжелого увечья. Для пущей убедительности он был вооружен палкой. На одной из античных ваз представлены бойцы, один из которых давит пальцами рук в глаза противника, другой раздирает сопернику рот, а также судья, который приготовился ударами палки разнять противников

Сегодня панкратион переживает вторую молодость. Возрождаемый вид борьбы безопаснее своего древнего предшественника. Поединки в нём проводятся с ограничением времени, с использованием легких, удобных и надежных защитных приспособлений, в значительной степени снижающих травматизм. При этом суть борьбы остается неизменной.